Как научить ребенка читать – актуальный вопрос для современных родителей. Я – мама, которая уже «поварилась» в этой теме, причем, дважды. И, мне есть, чем с вами поделиться)
Содержание статьи:
Как научить ребенка читать в домашних условиях: 4 совета
В данной статье мы рассмотрим вопрос обучения ребенка чтению именно в домашних условиях. Потому что, есть еще модный нынче вариант индивидуальных или групповых занятий с профессиональным педагогом.
Но, мы не ищем легких путей) Кстати, мамам, отдавших ребенка на обучение чтению к профессионалу, все равно, в той или иной степени, приходится заниматься с ним дома.
Мне кажется, есть смысл попробовать самой научить своего ребенка читать, не прибегая к помощи педагогов (которая, наверняка, будет еще и платной). Я постараюсь вам в этом помочь)
Итак, 4 совета от мамы Насти, как научить ребенка читать в домашних условиях:
- Выясните, когда можно начинать обучать ребенка чтению
- Ознакомьтесь с ошибками, которые часто совершают мамы в этом деле и не допускайте их
- Выберите метод обучения чтению, подходящий именно для вашего ребенка
- Определитесь с регулярностью и интенсивностью занятий
Теперь, подробнее)
В каком возрасте нужно начинать учить ребенка читать
В 3 года учить ребенка читать рано, в 6 – поздно? Наш опыт
Еще каких-то там 30 лет назад, ребятишек учили читать преподаватели в школе. Однако, времена изменились – современные дети развиваются очень быстро. И образовательные программы усложняются.
Однажды, на мамском форуме мне довелось наблюдать любопытную дискуссию.
В общем, мама задала вопрос – как правильно и быстро научить ребенка 6 лет читать в домашних условиях. Однако, реальных советов было мало. Зато, в избытке оказалось упреков, типа «ваш поезд ушел», «в 6 лет начинать учить читать уже поздно», «вам бегом к репетитору», «в школе ваш ребенок будет отставать», «надо было хотя бы год назад озадачиться», «у меня сын в 5 лет уже почти всего Пушкина прочитал»…
Моей старшей дочке Алисе, на тот момент, было 4 года. Какое там читать, она не знала ни одной буквы. Да что там буквы, в этом возрасте она только-только начала интересоваться книжками по назначению. А именно – рассматривать картинки и слушать, как я ей читаю Колобка или Курочку рябу. Хотя я, как любая нормальная мать (которая, между прочим, сама очень читающая), старалась привить любовь к книгам чуть ли не с рождения ребенка. Что ж, я своего добилась – Алиса в младшем возрасте (1—3 года) книги очень любила. Любила весьма своеобразно – рвать, мять, кидать и грызть. Помнится, как-то раз, одна из книжек чуть не стала дочкиным ужином) Возможно, я что-то делала не так, но факт был таким – в 4 года ни о каких буквах и, тем более, обучению чтению мы не думали.
Прочитав такие «советы» на форуме, я, признаюсь, запереживала. Несмотря на то, что считаю себя адекватной и уравновешенной матерью) Мне очень не хотелось думать, что мой ребенок какой-то отстающий. И я решила, что, раз Алисе уже 4 года, тянуть нельзя. Надо срочно учить читать. Ну, чтобы в 5 лет мы уже могли хотя б одной поэмой Пушкина похвастаться.
Забегая вперед, скажу – мои попытки научить дочь читать в 4 года – не увенчались успехом. К счастью, я оказалась ленивой мамой и потому решила сделать перерыв на год. Этот перерыв оказался очень важным – за год многое изменилось. Дочь в 4 года и дочь в 5 лет — два разных ребенка. Итак, в 5 лет я решила еще раз попробовать. Попытка номер 2 оказалась удачной – Алиса сама несла мне букварь. Мне даже приходилось убеждать ее, что на сегодня занятий хватит, ведь она хотела учить уже следующую букву.
Итак, в каком же возрасте нужно учить ребенка читать?
Ответ на этот вопрос такой – когда ваш ребенок будет к этому готов. А здесь все индивидуально. Если малыш уже в 2-3 года проявляет логичный интерес к книжкам, можете пробовать. Однако, лично мое мнение – если вы не родитель ребенка-вундеркинда – лучше не торопиться.
Научить ребенка читать в 3-4 года можно, но – ответьте себе, для чего? На этот возраст есть много разных вариантов занятий для развития ребенка, более подходящих, чем обучение чтению. К тому же, навык чтения должен совершенствоваться. Грубо говоря, если ребенок умеет читать в 4 года, в 5 лет он уже должен читать по нормам конца 1 класса, а в 7 лет – вполне осилить программу 3 класса. Возможно, вам будет льстить, что на момент похода в школу, ваш ребенок будет на три головы умнее сверстников. Однако, учитель ориентируется на большинство, и, потому, вашему отлично читающему ребенку, в лучшем случае, будет просто скучно. В худшем – он потеряет интерес к чтению и может даже произойти откат назад. Конечно, если ваше чадо идет учиться в суперлицей, с такими же развитыми как он сверстниками, тогда вопросов нет.
Мне кажется, самый оптимальный возраст, когда можно попробовать начать обучать ребенка чтению – 5 лет. Ключевое слово – «можно попробовать». Если у ребенка в этом возрасте еще нет желания и усидчивости, стоит отложить обучение еще на полгода или год. Поверьте, вы ничего не потеряете.
Моей младшей Фае сейчас 5,10, т.е. почти 6 лет. И, вот буквально месяц назад я начала учить ее чтению. Потому что, только сейчас у нее появился интерес к обучению. До настоящего времени подобные занятия были ей совершенно неинтересны. И потому, именно сейчас, когда ей почти 6 лет, мы начали заниматься по прописям-обводилкам и другим развивающим пособиям с заданиями, рассчитанными на малышей 2-3 лет. И нет, я не чувствую никакого смущения по данному поводу. Главное – мой ребенок хочет научиться новому и делает это с удовольствием. Один момент – я спокойна еще и потому, что у нас есть достаточно времени для полноценной подготовки. Мы решили отдать Фаю (которая родилась зимой) в школу в 7,10, т.е. почти в 8 лет. И я считаю это нашим преимуществом)
Знаю несколько наглядных примеров, когда мамы пожалели, что отправили ребенка в школу раньше 7 лет. И ни одного, кто бы жалел, что ребенок пошел в школу попозже. Это так, на заметку мамам, чьи дети родились осенью или зимой)
На самом деле, данный момент очень важен при обучении ребенка чтению и в целом подготовке к школе. Определитесь, во сколько лет пойдет ваше чадо в 1 класс. Если ребенку тяжело дается обучение, а у вас есть возможность отложить школу на год, воспользуйтесь ею.
Что будет, если ребенок пойдет в школу, не умея читать?
До сих пор встречаю на форумах вопросы и возмущения по этому поводу. Типа, зачем нужно учить ребенка читать, раньше учителя занимались этим, а не родители.
Давайте разберемся.
Возьмут ли ребенка в 1 класс, если он не умеет читать? Да, возьмут. Если, конечно, это не гимназия для одаренных детей, а обычная школа.
Однако, для будущих первоклашек есть такая рекомендация – «владеть навыками чтения».
Да, это рекомендация (не требование!), но весьма важная. Я сама в этом убедилась, когда Алиса пошла в 1 класс. Оказывается, современные образовательные программы рассчитаны на детей, владеющих навыками чтения. Да, в программах есть задания на обучение чтению, но они весьма общие и направлены скорее на закрепление уже имеющихся навыков, а не на обучение с нуля.
Конечно, у детей, идущих в 1 класс, навыки чтения различаются. Кто-то умеет читать по слогам и медленно, кто-то довольно бодренько, а некоторые уже читают целыми словами. Факт в том, что большинство первоклассников, так или иначе, имеют навыки чтения.
В общем, если ваш ребенок придет в 1 класс не имея в своем арсенале даже самых начальных навыков чтения, ему будет ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО. Особенно на фоне большинства своих одноклассников, умеющих читать. Учитель ведет занятия по программе, ориентируясь, как раз, на знания и умения большинства. И, увы, у него просто нет времени и возможности обучать вашего ребенка чтению с самого нуля. А, потому, эта задача ляжет именно на ваши плечи (или репетитора). Добавив к данной нагрузке основные занятия по школьной программе, получится невеселая картинка(
Резюмируем: в ваших собственных интересах и интересах вашего ребенка, нужно научить его читать к 1 классу. Хотя бы, на самом начальном уровне. Поверьте, этим вы очень и очень облегчите своему чаду процесс обучения. Ну и, сбережете себе нервы)
Ошибки, которые совершают мамы при обучении ребенка чтению
Итак, ошибки, которые часто совершают мамы, самостоятельно обучающие ребенка читать:
- Начинают учить читать, когда ребенок еще не готов к этому
Помните, ваша основная задача – научить ребенка читать к 1 классу. Но, чтобы достичь этого, вовсе необязательно начинать заниматься в 3-4 года.
Конечно, вы можете попробовать обучать ребенка и в 3 года. Однако, если вы видите, что у него нет интереса, он не может сосредоточиться и невнимателен – не настаивайте. Это значит, что ваш малыш еще не готов к обучению и ему просто нужно дать время. Будете усердствовать – можете отбить у ребенка вообще все желание заниматься.
- Учат читать неправильно
— Учат ребенка буквам, заучивание алфавита
Сейчас в продаже имеется очень много печатных изданий (азбуки, прописи, карточки) и игрушек (музыкальные плакаты, телефоны, планшеты и т.д.), с помощью которых ребенок может выучить буквы и весь алфавит.
Однако, знание букв и вызубренный алфавит не имеет прямого отношения к обучению чтению. Вот такой парадокс. Причем, эти знания могут оказаться даже вредными.
Все просто. Если ребенок выучил буквы, он будет читать слово по буквам, причем в том произношении, в котором их выучил.
Слово «мама» ребенок прочитает как «мэ-а-мэ-а» или «эм-а-эм-а». Потому что, при нажатии на кнопочку обучающего алфавита с изображением буквы «М» издавался звук «ЭМ» или «МЭ».
Резюме — чтобы научить ребенка читать, ему не нужно (и может быть даже вредно!) знать буквы и алфавит. Правильное обучение чтению строится на произношении ЗВУКОВ и СЛОГОВ! Буквы нужны для того, чтобы писать. Учить буквы и алфавит заранее вообще нет смысла. Поскольку, при правильном подходе к обучению ребенка чтению, буквы запоминаются автоматически и далее отрабатываются в письме.
— Игнорируют или невнимательно изучают инструкции, прилагающиеся к обучающему предмету (букварь, карточки, кубики)
Для нас, взрослых, уже умеющих читать, все просто. Но, даже в самой, казалось бы, простой азбуке, где нам все ясно и понятно, имеются нюансы. Я тоже поначалу была невнимательной. Вот пример – объясняла Алисе, как читать слог «МА» — типа это «М», а потом «А» и получится «МА». Тогда как в инструкции дана четкая рекомендация не объяснять ребенку подобным образом. Вот наглядный пример такой инструкции внизу страницы букваря:
Какой бы способ обучения ребенка чтению вы не выбрали, внимательно читайте инструкции и подсказки и придерживайтесь их. Да, даже если вам кажется, что вы супермать и в разъяснениях не нуждаетесь)
- Торопят процесс обучения
Вот, вроде бы, ребенок готов к обучению и занимается. Но, вам вдруг кажется, что процесс обучения чтению затягивается. И вы начинаете торопиться. Подгоняете ребенка, чтобы он проходил задания быстрее, увеличиваете время занятий. Как итог – ребенку может надоесть заниматься и у него пропадет интерес к обучению. Такого допускать нельзя.
По своему опыту, могу сказать, что в самом начале ребенку обычно предлагаются очень легкие задания (скажем, произношение отдельных гласных и их сочетаний), которые постепенно усложняются (соединение согласной и гласной буквы в слоги).
Обратите особое внимание на момент, когда у ребенка появляются трудности в обучении. Ни в коем случае не торопите его, не заставляйте заниматься и не переходите к следующим, еще более трудным буквам и заданиям. Каждый трудный момент нужно отработать, чтобы он перестал таковым быть.
Да, вы можете потратить несколько занятий только на одну букву. Но, оно того стоит. В общем, «тише едешь – дальше будешь», эта пословица тут как нельзя кстати.
Опять же, по нашему опыту – после отработки нескольких трудных моментов обязательно начнется белая полоса – ребенок поймет принцип чтения и остальные буквы будут даваться ему все легче и легче)
Способы обучения ребенка чтению
Три самые популярные методики обучения детей чтению
В настоящее время известно очень много способов и методик обучения детей чтению. Рассмотрим 3 самые популярные:
- Кубики «Зайцева»
Автор методики – педагог-новатор Николай Александрович Зайцев. Занятия по данной методике предлагают во многих частных образовательных центрах. Обучение проходит в игровой форме по принципу складового чтения (чтение по слогам). Методика позволяет научить читать даже малышей (маркировка пособия «+2 года»).
С кубиками «Зайцева» я лично не знакома. Все мои знания о данной методике — исключительно из интернета. В общем, после изучения информации о кубиках «Зайцева», я решила не рассматривать их для нашего домашнего использования.
Причины:
— Длительная подготовка. Данное пособие мало просто купить. Нужно изучить бумажную методичку, плакаты, посмотреть обучающее видео. В некоторых случаях, даже кубики нужно клеить самим. Материал объемный (кубики, плакаты), который нужно доставать каждый раз перед занятием и, соответственно, убирать после.
— Хлипкость материала. Кубики сделаны из картона, а потому, требуют достаточно аккуратного с ними обращения. Не все дети на это способны)
— Стоимость. Учитывая популярность методики, ценник на нее довольно высок. Даже на стандартное пособие, в котором кубики нужно клеить самостоятельно. Про наборы с уже готовыми кубиками, думаю, можно и не говорить.
В общем, несмотря на широкую известность, я считаю кубики «Зайцева» не самой хорошей методикой для домашнего обучения чтению. Мне кажется, по данной методике ребенку лучше заниматься с профессиональным педагогом, у которого уже есть соответствующий опыт.
2. Динамические кубики «Чаплыгина» — методика обучения чтению от педагога Евгения Васильевича Чаплыгина
Данная система обучения схожа с методикой кубиков «Зайцева» — ребенок сразу учится читать по слогам. Однако, на мой взгляд, кубики «Чаплыгина» имеют некоторые преимущества перед кубиками «Зайцева»:
— Простая подготовка. Небольшая инструкция, кубики и карточки.
— Качественный материал кубиков. Они сделаны из дерева (массив сосны). Такие кубики можно смело давать ребенку, не боясь, что он их испортит.
— Стоимость набора кубиков «Чаплыгина» дешевле собрата «Зайцева» примерно в два раза.
Именно по этим причинам, я выбрала и купила набор с кубиками «Чаплыгина», когда Алисе было 4 года. Однако, как я уже писала выше, мне не удалось научить дочь читать в этом возрасте)
Причина – кубики «Чаплыгина» оказались для Алисы очень залипательными, но не в том смысле, который мне был нужен. Напомню, кубики эти сделаны из дерева, даже просто держать их в руках тактильно было очень приятно. А еще, некоторые из кубиков динамические, т.е. их можно крутить. В общем, у Алисы в 4 года интерес к кубикам был определенный – строить из них паровозик, башенку, домик и просто крутить) Что, само собой, тоже неплохо и полезно для развития. Но, попытка с обучением чтению у нас провалилась. Что ж, оказалось, мой ребенок в свои 4 года был еще не готов учиться читать.
Сама методика мне понравилась. В общем, если вы хотите попробовать научить своего малыша читать в игровой форме, я рекомендую кубики «Чаплыгина».
3. Букварь
Старый добрый букварь, по которому учились читать мы с вами) Конечно, современные буквари отличаются от советских. И, могу сказать, что точно не в худшую сторону. По крайней мере те, с которыми я знакома.
Итак, букварь – самый простой (для мамы) способ научить ребенка читать. При условии, конечно, если ребенок к этому уже готов. Никакой тебе возни с кубиками, карточками, плакатами. Только букварь и простой карандашик – вот и все, что вам потребуется для занятий. Немаловажна и финансовая составляющая – букварь стоит в разы дешевле вышеперечисленных методик с кубиками.
Именно по букварю научилась читать Алиса в 5 лет. Свои надежды научить дочь читать я связывала с кубиками «Чаплыгина», и потому, букварь купила так, на пробу. Однако, только начав заниматься по букварю, он сразу нам с дочкой, что называется «зашел». И, так получилось, что кубики мы больше не доставали. В общем, извини Женя Чаплыгин, твои кубики очень крутые, но маме Насте оказалось проще открыть букварь)
Алисе, мне думается, не было особой разницы, по какой методике учиться читать. Главное – она была к этому готова.
Какой букварь выбрать? Сравнение букварей Надежды Жуковой и Олеси Жуковой
Итак, для обучения чтению мы выбрали букварь. И вам наверняка интересно, какой именно, ведь их сейчас очень много.
Если с этим вопросом вы зайдете на мамский форум, вам с большей долей вероятности посоветуют букварь Жуковой. Но, знаете ли вы, что авторов букварей с фамилией «Жукова» несколько? Я, к примеру, встречала буквари Надежды Жуковой, Марины Жуковой и Олеси Жуковой. Возможно, есть и еще какие-то Жуковы – авторы букварей)
Думаю, не ошибусь, если скажу, что самый популярный на сегодняшний день – это букварь Надежды Жуковой. Многие мамы называют его «зеленый букварь Жуковой», по цвету его обложки)
У меня была возможность познакомиться вживую с данным букварем у сестры, которая приобрела его для своей дочки. Однако, в итоге, я выбрала букварь другого автора – Олеси Жуковой. И, забегая вперед, скажу, что не пожалела. Предлагаю сравнить буквари – Надежды Жуковой и Олеси Жуковой.
Вот так выглядят их обложки:
Букварь Надежды Жуковой – классическое пособие по обучению ребенка правильному чтению.
Букварь Олеси Жуковой носит название «логопедический». Т.е., по этому букварю можно обучать чтению детей, имеющих проблемы со звукопроизношением (в силу малого возраста или индивидуальных особенностей).
Алиса в 5 лет, как раз, плохо выговаривала несколько звуков. Но, это не помешало нам учиться читать по букварю Олеси Жуковой, т.к. все сложно произносимые звуки находились в конце. Дочь училась читать, параллельно отрабатывая трудные звуки с логопедом. В общем, все сложилось удачно – к моменту изучения в букваре сложных звуков, мы уже успели их поставить)
В букваре Надежды Жуковой сложные звуки находятся почти в самом начале. Поэтому, если у ребенка есть проблемы с какими-то звуками, их необходимо сначала поставить у логопеда. И только потом начинать учить ребенка читать.
С логопедическим букварем Олеси Жуковой этот процесс можно вести параллельно, что, несомненно, является большим преимуществом. Особенно, когда звуки у логопеда ставятся не так быстро как хотелось бы, а школа уже маячит на горизонте.
Конечно, букварь Олеси Жуковой можно приобрести и для ребенка, у которого нет проблем с произношением звуков. Потому что, кроме логопедической составляющей, у него есть и другие плюсы:
— наличие мультяшных героев (обезьянка и попугай), которые сопровождают ребенка на каждой странице букваря и более масштабное изучение каждой буквы (звука) по сравнению с букварем Надежды Жуковой:
— наличие картинок-ассоциаций, с помощью которых можно объяснить ребенку и, при необходимости, подсказать ему, как произносится тот или иной звук.
К примеру, на картинке обезьянка дует на перышко – П-П-П! Ребенок видит букву «П», но забыл, как она произносится и мы просто напоминаем ему, что эта буква очень легкая и дуем на воображаемое перышко) Т.е. у ребенка с каждым звуком вырабатываются определенные ассоциации:
— цветовое выделение гласных и согласных звуков, твердых и мягких
Этот момент отсутствует в букваре Надежды Жуковой, а он очень даже не лишний, учитывая, что именно такие цветовые обозначения звуков будут изучать дети в первом классе. К тому же, выделение букв определенным цветом способствует их лучшему запоминанию:
Если коротко, мне кажется, букварь автора Олеси Жуковой учит ребенка читать в более понятной и интересной форме.
В общем, данный букварь нам очень понравился. Настолько, что я приобрела еще несколько учебных пособий Олеси Жуковой. Которые тоже оказались очень познавательными и интересными и, что важно, легкими для понимания ребенком. В частности, вместе с букварем я купила прописи, являющиеся его своеобразным продолжением (в прописях мы отрабатывали навыки письма печатными буквами). Также, нам очень пригодились пособия «Цифры и счет» и «Все, что должен знать будущий первоклассник».
В общем, если вы еще в поисках идеального букваря для своего ребенка, посмотрите логопедический букварь Олеси Станиславовны Жуковой. Я уверена, он вас точно не разочарует.
Сколько времени занимает обучение ребенка чтению
Итак, мы уже поговорили о том, как правильно научить ребенка читать. Теперь посмотрим, насколько быстро можно осуществить сей процесс.
Выше я уже отмечала, что в наших интересах нужно научить ребенка читать к моменту его похода в 1 класс.
Возможно, вам будет интересно почитать: «3 способа, как поднять иммунитет часто болеющего ребенка»
Мы с Алисой начали изучение букваря в сентябре и закончили его как раз к началу лета. Т.е. у нас ушло на это 9 месяцев. Скажу честно, мы занимались нерегулярно. Бывало, мы могли заниматься по 3 дня подряд. А потом перерыв на целую неделю. В среднем, если прикинуть, у нас выходило 2 занятия в неделю. Длительность одного нашего занятия составляла всего 15-20 минут. На мой взгляд, этого времени достаточно для усвоения ребенком нового материала и закрепление уже пройденного. Ведь, при обучении очень важно, чтобы ребенок не уставал и не потерял интерес к занятиям.
Конечно, лучше придерживаться хоть какой-то регулярности, не брать с нас пример) Просто мы никуда не торопились. Напомню, я начала учить Алису читать, когда ей исполнилось 5 лет, т.е. до школы было еще 2 года. Читать она научилась за 9 месяцев, оставшееся до школы время мы лишь закрепляли навыки (признаюсь, без особого фанатизма).
Я считаю, что, вполне реально, не торопясь, с комфортом для себя и ребенка, можно научить его читать за 9-12 месяцев
Т.е., к примеру, если вашему ребенку на днях исполняется 6 лет, через год школа, а он еще не умеет читать, не стоит посыпать свою голову пеплом и бежать нанимать репетитора. Год – более чем достаточный срок, чтобы научить свое чадо читать.
Однако, может случиться так, что первый класс уже маячит на горизонте, у вас осталось, скажем, всего полгода. Конечно, можно уложиться и в 6 месяцев. Но, тут уже очень важно сразу определиться с интенсивностью занятий и придерживаться намеченного графика.
В этом варианте, кстати, есть и плюс – возраст ребенка уже близок к школьному. А, это значит, процесс обучения будет проходить для него, однозначно, более легче и быстрее, нежели год или полгода ранее. И, вполне вероятно, навыки чтения вашего ребенка в 1 классе будут не хуже, чем у детей, которых начинали учить читать в 4 или 5 лет.
Итоги
Что ж, свое обещание я сдержала – рассказала вам про то, как научить ребенка читать. Теперь, дело за вами)
Прежде всего, учитывайте возраст и индивидуальности вашего ребенка. Это самое главное.
Про ошибки, которые совершают мамы при обучении ребенка чтению вы уже в курсе, а значит, будете делать все правильно. Остается лишь определиться с методикой и графиком занятий)
Возможно, вам будет интересно почитать:
«Список канцелярии для 1 класса»
«Какой рюкзак выбрать для первоклассника»
«Рабочее место школьника: как организовать»
В общем, научить ребенка читать в домашних условиях не так тяжело и страшно, как может показаться вначале) Надеюсь, мои советы вам в этом пригодятся.
Желаю, чтобы процесс обучения вашего ребенка чтению был легким и интересным!
Подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить новые статьи на школьную тематику и не только)
Подписаться на блог «МамаНастя» по электронной почте: